Пузырьковая сортировка (сортировка “пузырьком”)

2.8 Теоретическое сравнение сортировок методом простых вставок и методом пузырька

Выполним по рекомендованной литературе теоретическое сравнение алгоритмов сортировок, рассматриваемых в данном курсовом проекте. Основным критерием сравнения сортировок является их эффективность, то есть число сравнений и число пересылок. Данные показатели также влияют на время сортировки. Укажем основные формулы, использующиеся для вычисления эффективности данных сортировок:

− число сравнений ключей элементов при i-ом просеивании;

−минимальное число сравнений ключей;

− максимальное число сравнений ключей;

− среднее число сравнений ключей;

− число пересылок (присваиваний) элементов при i-ом просеивании;

− минимальное число пересылок

− максимальное число пересылок

− среднее число пересылок

− размер массива;

Рассмотрим сортировку методом простых вставок

Рассмотрим сортировку методом пузырька

На основе данных методических формул составим сравнительную таблицу для сортировок методом простых вставок и методом пузырька:

Таблица 2. Сравнительный анализ сортировок методом простых вставок и методом пузырька

Размер массива

Метод простых вставок

Метод пузырька

Число сравнений ключей (среднее значение)

Число пересылок (среднее значение)

Число сравнений ключей (среднее значение)

Число пересылок (среднее значение)

32

263

329

256

384

64

1039

1163

1024

1536

128

4127

4379

4096

6144

256

16447

16953

16384

24576

512

65663

131835

65536

98304

1024

262399

264443

262144

393216

На основе полученных в таблице 2 значений составим сравнительные графики, для числа сравнений ключей и для числа пересылок по обоим методам сортировки:

Рисунок 10. Графики числа сравнений ключей: число сравнений ключей П — для метода пузырька, число сравнений ключей В — для метода простых вставок.

На основе полученных графиков можно сказать, что число сравнений ключей в сортировке методом пузырька число сравнений больше, чем в сортировке методом вставок. Следовательно по данному критерию эффективность сортировки методом простых вставок выше, чем методом пузырька.

Рисунок 11. Графики числа пересылок в сортировках: число пересылок П — для метода пузырька, число пересылок В — для метода простых вставок.

Основываясь на полученных графиках можно сказать, что при малых значениях размерности массива число пересылок для обоих методов примерно одинаково. При относительно больших размерах массива (от 512 и более) число пересылок в методе

пузырька возрастает быстрее, чем в методе простых вставок. Следовательно, эффективность метода вставок выше по данной характеристике.

Ссылаясь на таблицу 1 можно также отметить, что сортировка методом пузырька требует больше времени, чем сортировка методом вставок.

Из чего следует, что в целом сортировка методом простых вставок эффективнее сортировки методом пузырька.

Как улучшить пузырьковую сортировку

Ниже вы можете видеть оптимизированную версию пузырьковой сортировки.

for (int i = 0; i < 10; i++) {
bool flag = true;
for (int j = 0; j < 10 — (i + 1); j++) {
if (digitals > digitals) {
flag = false;
swap (digitals, digitals);
}
}
if (flag) {
break;
}
}

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

for(inti=;i<10;i++){

boolflag=true;

for(intj=;j<10-(i+1);j++){

if(digitalsj>digitalsj+1){

flag=false;

swap(digitalsj,digitalsj+1);

}

}

if(flag){

break;

}

}

Давайте посмотрим, что мы сделали для ее оптимизации:

  1. В строке 17: изменили условие внутреннего цикла на .Поэтому чтобы лишний раз не сравнивать элементы массива тратя на это время, мы решили уменьшать отрезок внутреннего цикла на 1, после каждого полного прохода внешнего цикла.
  2. Вы могли заметить, что если даже массив стал отсортирован (или сразу был отсортирован) алгоритм все равно продолжает сравнивать элементы.

Для этого в строке 5: чтобы пузырьковая сортировка останавливалась (когда массив уже стал отсортирован), мы объявили булеву переменную (ее обычно называют флаг или флажок). Еще при ее инициализации мы поместили значение , но она меняется на:

false, если результат условия в строке 4: положительный.

А в строке 9: чтобы мы могли выйти из алгоритма мы проверяем:

  • Если булева переменная равна , значит массив уже полностью отсортирован и можно выйти. Для этого используем оператор .
  • Если же значение равно , то продолжаем сортировать массив.

В строке 6: вы (возможно) увидели незнакомую функцию . Если коротко описать что она делает, то она принимает два аргумента (через запятую) и меняет их значения местами. В нашем случаи она принимает ячейки и . Мы использовали эту функцию чтобы не писать вот эти 3 строчки:

int b = digitals;
digitals = digitals;
digitals = b;

1
2
3

intb=digitalsj;

digitalsj=digitalsj+1;

digitalsj+1=b;

Использовать ее необязательно, потому что она не сделает код быстрее. Но как мы сказали выше, кода станет меньше.

Метод пузырька

Сортировка пузырьком в основном применяется в учебных проектах. В реальной практике её заменяют более эффективные алгоритмы, однако сортировка пузырьком лежит в основе некоторых из них.

В общем случае алгоритм сортировки пузырьком следующий:

  1. Сравнить текущий элемент со следующим.
  2. Если следующий элемент меньше/больше текущего, поменять их местами.
  3. Если массив отсортирован, закончить алгоритм, иначе перейти на шаг 1.

В алгоритме используется два цикла: основной и вложенный. В результате одного прохода вложенного цикла наибольший элемент помещается в конец массива, а наименьший смещается на одну позицию ближе к началу.

Внешний цикл в худшем случае совершает N (кол-во элементов) – 1 проходов, то есть внутренний цикл выполняется N-1 раз.

Таким образом, в каждом проходе совершается серия обменов элементов так, что наибольший элемент передвигается в конец массив перед элементом, который переместился туда в прошлой итерации. Процесс происходит до тех пор, пока массив не будет отсортирован.

Если рассмотреть реализацию алгоритма, то можно легко заметить, что время его работы (количество операций) значительно возрастает с увеличением количества элементов сортируемой последовательности.

Модификации[править]

Сортировка чет-нечетправить

Сортировка чет-нечет (англ. odd-even sort) — модификация пузырьковой сортировки, основанная на сравнении элементов стоящих на четных и нечетных позициях независимо друг от друга. Сложность — .
Псевдокод указан ниже:

function oddEvenSort(a):
  for i = 0 to n - 1 
    if i mod 2 == 0
      for j = 2 to n - 1 step 2
        if a < a
          swap(a, a)  
    else      
      for j = 1 to n - 1 step 2
        if a < a
          swap(a, a)

Преимущество этой сортировки — на нескольких процессорах она выполняется быстрее, так как четные и нечетные индексы сортируются параллельно.

Сортировка расческойправить

Сортировка расческой (англ. comb sort) — модификация пузырьковой сортировки, основанной на сравнении элементов на расстоянии. Сложность — , но стремится к . Является самой быстрой квадратичной сортировкой. Недостаток — она неустойчива. Псевдокод указан ниже:

function combSort(a):
  k = 1.3
  jump = n
  bool swapped = true
  while jump > 1 and swapped
    if jump > 1
      jump /= k
    swapped = false
    for i = 0 to size - jump - 1
      if a < a
        swap(a, a)
        swapped = true

Пояснения: Изначально расстояние между сравниваемыми элементами равно , где — оптимальное число для этого алгоритма. Сортируем массив по этому расстоянию, потом уменьшаем его по этому же правилу. Когда расстояние между сравниваемыми элементами достигает единицы, массив досортировывается обычным пузырьком.

Сортировка перемешиваниемправить

Сортировка перемешиванием (англ. cocktail sort), также известная как Шейкерная сортировка — разновидность пузырьковой сортировки, сортирующая массив в двух направлениях на каждой итерации. В среднем, сортировка перемешиванием работает в два раза быстрее пузырька. Сложность — , но стремится она к , где — максимальное расстояние элемента в неотсортированном массиве от его позиции в отсортированном массиве. Псевдокод указан ниже:

function shakerSort(a):
  begin = -1
  end = n - 2
  while swapped
    swapped = false   
    begin++
    for i = begin to end 
      if a > a 
        swap(a, a)
        swapped = true    
    if !swapped
      break    
    swapped = false 
    end--
    for i = end downto begin
      if a > a 
        swap(a, a)
        swapped = true

Приложение

(листинг рабочего кода разработанного приложения)

#pragma argsused

#include <iostream. h>

# include <time. h>

void insert (int *a, int n) // ФУНКЦИЯ ВСТАВОК

{

int i, j, t; // объявление переменных

for (i=1; i<n; i++)

{

t=a ; // запоминается элемент для вставки

for (j=i-1; j>=0 && t<a ; j—) // ищем место для вставки

a =a ; // сдвиг на одну позицию

a =t;

}

}

void buble (int *a, int n) // функция пузырька

{

int i,j,t; // объявление переменных

for (i = 0; i <= n-1; i++)

{

for (j = 0; j <= n-2-i; j++)

{

if (a >a ) // сравниваем пару соседних элементов

{

t = a ; // и меняем их местами если это требуется

a = a ;

a = t;

}

}

}

}

int main (int argc, char* argv [])

{

char b;

int n;

typedef long clock_t; // тип данных времени

clock_t t; // t — время выполнения программы

char str1 = «Введите количество элементов для сортировки: «;

char str2 ;

char str3 ;

CharToOem (str1, buf);

cout<<buf<<endl;

cin>>n;

int* a=new int; // создание, указание кол-ва элементов

randomize (); // и заполнение массива

for (int i=0; i<=n; i++)

a =random (50) — 30;

strcpy (str1,»Первичный массив: «);

CharToOem (str1, buf);

cout<<buf<<endl;

for (int i=0; i<n; i++)

{

cout<<» a =»<<a <<‘ ‘;

if (! ( (i+1)%5)) cout << «\n»; // массив выводится по 5 значений в строке

};

cout<<endl;

strcpy (str1,»Выберите тип сортировки: «);

strcpy (str2,»1. Сортировка методом простых вставок»);

strcpy (str3,»2. Сортировка методом пузырька «);

CharToOem (str1, buf);

CharToOem (str2, buf1);

CharToOem (str3, buf2);

cout<<buf<<endl

<<buf1<<endl

<<buf2<<endl;

cin>>b;

strcpy (str1,»Отсортированные элементы: «);

CharToOem (str1, buf);

cout<<buf<<endl;

if (b=’1′)

{

insert (a,n); // вызов функции сортировки

}

if (b=’2′)

{

buble (a,n); // вызов функции

}

for (int i=0; i<n; i++)

{

cout<<» a =»<<a <<‘ ‘;

if (! ( (i+1)%5)) cout << «\n»;

}

cout<<endl; // подсчёт времени выполнения программы

strcpy (str1,»Время сортировки в мс: «);

CharToOem (str1, buf);

cout<<buf<<endl;

t= (clock () /CLOCKS_PER_SEC) * 60; // функция clock () возвращает время исп программы

cout<<t; // как значение типа clock_t объявленного ранее это // значение можно перевести в секунды

// поделив на определенную в библиотеке time. h константу CLOCKS_PER_SEC

getchar ();

getchar ();

return 0; }

2. Обзор алгоритмов сортировки

Сортировка — это процесс перестановки объектов данного множества в определённом порядке. Цель сортировки — облегчить последующий поиск элементов в отсортированном множестве. Поэтому элементы сортировки присутствуют во многих задачах прикладного программирования.

Рассмотрим алгоритмы сортировки «на месте», то есть те алгоритмы в которых не используется копирование массива.

Удобной мерой эффективности алгоритмов сортировки «на месте» является число необходимых сравнений в ходе сортировки и число необходимых пересылок элементов.

Эффективные алгоритмы сортировки требуют порядка

сравнений, где N — число элементов, а С — число необходимых сравнений.

Мы рассмотрим простые методы сортировки, которые требуют число сравнений порядка

Методы сортировки «на месте» можно разбить на три основных класса:

сортировка выбором

сортировка вставками

сортировка обменом

В сортировке выбором выбирается элемент с наибольшим значением ключа и меняется местами с последним. Затем то же самое повторяется для s-1 элемента. Найденный элемент с наибольшим значением ключа меняется

Рисунок 1. Сортировка простым выбором

В сортировке включениями элементы разделяются на уже упорядоченную и неупорядоченную последовательности. В начале упорядоченная часть содержит только один элемент. Очередной элемент из начала неупорядоченной части вставляется на подходящее место в упорядоченную часть. При этом упорядоченная часть удлиняется на один элемент, а неупорядоченная — укорачивается. Сортировка заканчивается при исчезновении неупорядоченной части (рисунок 2).

Рисунок 2. Сортировка простыми включениями

Основная характеристика сортировки обменом — перестановка местами двух соседних элементов, если они расположены не так, как требует отсортированный массив.

Рисунок 3. Сортировка простым обменом

В рассмотренной классификации существуют разные алгоритмы. Они отличаются сложностью, быстротой выполнения, последовательностью операций.

Например:

сортировка вставками;

пузырьковая сортировка;

корневая сортировка;

пирамидальная сортировка;

сортировка слиянием;

быстрая сортировка;

сортировка Шелла и др.

Рассмотрим подробнее основные типы и виды сортировок (сначала простые сортировки затем более сложные).

Сортировка массива простым выбором

Метод основан на следующем правиле:

Выбирается элемент с наибольшим значением ключа

Он меняется местами с последним элементом arr . Затем эти операции повторяются с оставшимися первыми s-1 элементами, затем — с s-2 первыми элементами и т.д. до тех пор, пока не останется только первый элемент — наименьший. Пример сортировки методом простого выбора показан на рисунке 4:

Рисунок 4. Сортировка массива простым выбором

Эффективность сортировки простым выбором. Число сравнений ключей не зависит от начального порядка ключей. Операция сравнения выполняется в теле цикла с управляющей переменной k

и средним числом повторений size/2. Этот цикл, в свою очередь, находится в теле цикла с управляющей переменной L

и числом повторений size −1. Таким образом, число сравнений

С= (size −1) * size −1/2

Число пересылок, напротив, зависит от начального порядка ключей. Если принять, что операция сравнения в теле цикла по k

дает результат «истина» в половине случаев, то среднее число пересылок в этом цикле равно size/4. Цикл по L

, как указывалось выше, выполняется size −1 раз и в теле цикла выполняется три пересылки и цикл по k

. С учетом этого число пересылок:

М= (3+ size/4) * (size −1)

Получаем, что при сортировке простым выбором и число сравнений, и число пересылок пропорционально .

Использовать

Пузырьковая сортировка — алгоритм сортировки, который непрерывно просматривает список, меняя местами элементы, пока они не появятся в правильном порядке. Список был построен в декартовой системе координат, где каждая точка ( x , y ) указывает, что значение y хранится в индексе x . Затем список будет отсортирован пузырьковой сортировкой по значению каждого пикселя

Обратите внимание, что сначала сортируется самый большой конец, а меньшим элементам требуется больше времени, чтобы переместиться в правильное положение.

Хотя пузырьковая сортировка является одним из самых простых алгоритмов сортировки для понимания и реализации, ее сложность O ( n 2 ) означает, что ее эффективность резко снижается в списках, состоящих из более чем небольшого числа элементов. Даже среди простых алгоритмов сортировки O ( n 2 ) такие алгоритмы, как сортировка вставкой , обычно значительно более эффективны.

Из-за своей простоты пузырьковая сортировка часто используется для знакомства с концепцией алгоритма или алгоритма сортировки для начинающих студентов- информатиков . Тем не менее, некоторые исследователи, такие как Оуэн Астрахан , пошли на многое, чтобы осудить пузырьковую сортировку и ее неизменную популярность в образовании по информатике, рекомендуя даже не преподавать ее.

Жаргон Файл , который лихо звонков bogosort «архетипический извращенно ужасный алгоритм», также вызывает пузырьковую сортировку «общий плохой алгоритм». Дональд Кнут в своей книге «Искусство компьютерного программирования» пришел к выводу, что «пузырьковой сортировке, похоже, нечего рекомендовать, кроме броского названия и того факта, что она приводит к некоторым интересным теоретическим проблемам», некоторые из которых он затем обсуждает.

Пузырьковая сортировка асимптотически эквивалентна по времени работы сортировке вставкой в ​​худшем случае, но эти два алгоритма сильно различаются по количеству необходимых перестановок. Экспериментальные результаты, такие как результаты Astrachan, также показали, что сортировка вставкой работает значительно лучше даже в случайных списках. По этим причинам многие современные учебники алгоритмов избегают использования алгоритма пузырьковой сортировки в пользу сортировки вставкой.

Пузырьковая сортировка также плохо взаимодействует с современным оборудованием ЦП. Он производит как минимум вдвое больше записей, чем сортировка вставкой, вдвое больше промахов в кеш и асимптотически больше ошибочных прогнозов переходов . Эксперименты с сортировкой строк Astrachan в Java показывают, что пузырьковая сортировка примерно в пять раз быстрее сортировки вставкой и на 70% быстрее сортировки по выбору .

В компьютерной графике пузырьковая сортировка популярна благодаря своей способности обнаруживать очень маленькую ошибку (например, замену всего двух элементов) в почти отсортированных массивах и исправлять ее с линейной сложностью (2 n ). Например, он используется в алгоритме заполнения многоугольника, где ограничивающие линии сортируются по их координате x в определенной строке сканирования (линия, параллельная оси x ), а с увеличением y их порядок изменяется (два элемента меняются местами) только при пересечения двух линий. Пузырьковая сортировка — это стабильный алгоритм сортировки, как и сортировка вставкой.

Анализ

Пример пузырьковой сортировки. Начиная с начала списка, сравните каждую соседнюю пару, поменяйте их местами, если они не в правильном порядке (последняя меньше первой). После каждой итерации нужно сравнивать на один элемент меньше (последний), пока не останется больше элементов для сравнения.

Производительность

Пузырьковая сортировка имеет наихудший случай и среднюю сложность О ( n 2 ), где n — количество сортируемых элементов. Большинство практических алгоритмов сортировки имеют существенно лучшую сложность в худшем случае или в среднем, часто O ( n  log  n ). Даже другое О ( п 2 ) алгоритмы сортировки, такие как вставки рода , как правило , не работать быстрее , чем пузырьковой сортировки, а не более сложным. Следовательно, пузырьковая сортировка не является практическим алгоритмом сортировки.

Единственное существенное преимущество пузырьковой сортировки перед большинством других алгоритмов, даже быстрой сортировкой , но не сортировкой вставкой , заключается в том, что в алгоритм встроена способность определять, что список сортируется эффективно. Когда список уже отсортирован (в лучшем случае), сложность пузырьковой сортировки составляет всего O ( n ). Напротив, большинство других алгоритмов, даже с лучшей средней сложностью , выполняют весь свой процесс сортировки на множестве и, следовательно, являются более сложными. Однако сортировка вставкой не только разделяет это преимущество, но также лучше работает со списком, который существенно отсортирован (с небольшим количеством инверсий ).

В случае больших коллекций следует избегать пузырьковой сортировки. Это не будет эффективно в случае коллекции с обратным порядком.

Кролики и черепахи

Расстояние и направление, в котором элементы должны перемещаться во время сортировки, определяют производительность пузырьковой сортировки, поскольку элементы перемещаются в разных направлениях с разной скоростью. Элемент, который должен переместиться в конец списка, может перемещаться быстро, потому что он может принимать участие в последовательных заменах. Например, самый большой элемент в списке будет выигрывать при каждом обмене, поэтому он перемещается в свою отсортированную позицию на первом проходе, даже если он начинается с начала. С другой стороны, элемент, который должен двигаться к началу списка, не может перемещаться быстрее, чем один шаг за проход, поэтому элементы перемещаются к началу очень медленно. Если наименьший элемент находится в конце списка, потребуется n -1 проход, чтобы переместить его в начало. Это привело к тому, что эти типы элементов были названы кроликами и черепахами соответственно в честь персонажей басни Эзопа о Черепахе и Зайце .

Были предприняты различные усилия по устранению черепах, чтобы повысить скорость сортировки пузырей. Сортировка коктейлей — это двунаправленная сортировка пузырьков, которая идет от начала до конца, а затем меняет свое направление, идя от конца к началу. Он может довольно хорошо перемещать черепах, но сохраняет сложность наихудшего случая O (n 2 ) . Комбинированная сортировка сравнивает элементы, разделенные большими промежутками, и может очень быстро перемещать черепах, прежде чем переходить к все меньшим и меньшим промежуткам для сглаживания списка. Его средняя скорость сопоставима с более быстрыми алгоритмами вроде быстрой сортировки .

Пошаговый пример

Возьмите массив чисел «5 1 4 2 8» и отсортируйте его от наименьшего числа к наибольшему с помощью пузырьковой сортировки. На каждом этапе сравниваются элементы, выделенные жирным шрифтом . Потребуется три прохода;

Первый проход
( 5 1 4 2 8) → ( 1 5 4 2 8). Здесь алгоритм сравнивает первые два элемента и меняет местами, поскольку 5> 1.
(1 5 4 2 8) → (1 4 5 2 8), поменять местами, поскольку 5> 4
(1 4 5 2 8) → (1 4 2 5 8), поменять местами, поскольку 5> 2
(1 4 2 5 8 ) → (1 4 2 5 8 ). Теперь, поскольку эти элементы уже в порядке (8> 5), алгоритм не меняет их местами.
Второй проход
( 1 4 2 5 8) → ( 1 4 2 5 8)
(1 4 2 5 8) → (1 2 4 5 8), поменять местами, поскольку 4> 2
(1 2 4 5 8) → (1 2 4 5 8)
(1 2 4 5 8 ) → (1 2 4 5 8 )

Теперь массив уже отсортирован, но алгоритм не знает, завершился ли он. Алгоритм нужен один весь проход без какой — либо свопа знать сортируется.

Третий проход
( 1 2 4 5 8) → ( 1 2 4 5 8)
(1 2 4 5 8) → (1 2 4 5 8)
(1 2 4 5 8) → (1 2 4 5 8)
(1 2 4 5 8 ) → (1 2 4 5 8 )

Как создать пузырьковую сортировку

Вот что нам придется делать для создания пузырьковой сортировки:

  • Создать два цикла , чтобы проходить по всем элементам массива раз ( это размер массива).
  • Сравнивать ячейки массива, с помощью оператора ветвления .
  • Менять местами значения ячеек.

В примере ниже мы предложили пользователю заполнить массив, который мы дальше отсортируем используя пузырьковую сортировку.

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {
setlocale(LC_ALL, «rus»);

int digitals; // объявили массив на 10 ячеек

cout << «Введите 10 чисел для заполнения массива: » << endl;

for (int i = 0; i < 10; i++) {
cin >> digitals; // «читаем» элементы в массив
}

for (int i = 0; i < 10; i++) {
for (int j = 0; j < 9; j++) {
if (digitals > digitals) {
int b = digitals; // создали дополнительную переменную
digitals = digitals; // меняем местами
digitals = b; // значения элементов
}
}
}

cout << «Массив в отсортированном виде: «;

for (int i = 0; i < 10; i++) {
cout << digitals << » «; // выводим элементы массива
}
system(«pause»);
return 0;
}

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

#include <iostream>
 

usingnamespacestd;

intmain(){

setlocale(LC_ALL,»rus»);

intdigitals10;// объявили массив на 10 ячеек

cout<<«Введите 10 чисел для заполнения массива: «<<endl;

for(inti=;i<10;i++){

cin>>digitalsi;// «читаем» элементы в массив

}

for(inti=;i<10;i++){

for(intj=;j<9;j++){

if(digitalsj>digitalsj+1){

intb=digitalsj;// создали дополнительную переменную

digitalsj=digitalsj+1;// меняем местами

digitalsj+1=b;// значения элементов

}

}

}

cout<<«Массив в отсортированном виде: «;

for(inti=;i<10;i++){

cout<<digitalsi<<» «;// выводим элементы массива

}

system(«pause»);

return;

}

Давайте поподробнее разберем строки 16 — 24 (здесь находится пузырьковая сортировка)

  1. В строке 16: мы создали первый цикл .
  2. В строке 17: аналогично был создан второй, но уже вложенный цикл.
  3. В строке 18: происходит сравнивание двух элементов.

    • Если  результат этого условия положительный, то мы меняем значение элементов.
    • Если же результат отрицателен, то мы пропускаем этап смены значений.
  4. В строке 19: создали переменную , чтобы менять значения ячеек и местами.

Давайте посмотрим, что выведет программа выше при запуске:

sort_puzerek.cpp

Введите 10 чисел для заполнения массива:
5 3 6 2 7 0 2 8 9 10

Массив в отсортированном виде: 0 2 2 3 5 6 7 8 9 10
Process returned 0 (0x0) execution time : 0.005 s
Press any key to continue.

1.2 Выбор программного обеспечения по реализации ИТ

При написании программ для реализации сортировок массивов был использован язык программирования С++. Это один из широко используемых языков программирования, который можно использовать для написания программ, работающих в операционной среде Windows. Среда Borland C++ Builder 6- это сложный механизм, обеспечивающий высокоэффективную работу программиста

Интегрированная среда разработки C++ Builder представляет собой многооконную систему. Вид интегрированной среды разработки (интерфейс) может различаться в зависимости от настроек. Кроме стандартных окон, на экране могут присутствовать и другие окна, отображаемые при вызове соответствующих средств, например, Image Editor (Редактор изображений). Окна C++ Builder (но не главное) можно перемещать, убирать с экрана, а также изменять их размеры.

Несмотря на наличие многих окон, C++ Builder является одно-документной средой, т.е. позволяет одновременно работать только с одним приложением (проектом приложения). Название проекта приложения выводится в строке заголовка главного окна в верхней части экрана.

Если свернуть главное окно, то происходит минимизация всего интерфейса C++ Builder и, соответственно, всех открытых окон. При закрытии главного окна работа с C++ Builder прекращается.

Borland C++ Builder 6, вобрав в себя всё самое лучшее от предыдущих версий, предоставляет ряд новых возможностей. Так, например, стал более удобным и современным интерфейс среды программирования, создаваемые C++ Builder программы учитывают архитектуру современных процессоров, существенно расширены возможности отладчика.

Borland C++ Builder 6 может работать в среде операционных систем от Windows 95 до Windows XP. Особенных требований к компьютеру система не предъявляет, за исключением того, что процессор должен быть типа Pentium, оперативной памяти — не менее 32 Мбайт и достаточное количество свободной дисковой памяти.

Быстрая сортировка (Quick Sort)

Этот широко известный алгоритм сортировки был разработан английским информатиком Чарльзом Хоаром во время его работы в МГУ в советские годы.

Один из самых быстрых известных универсальных алгоритмов сортировки массивов: в среднем O(n log n) обменов при упорядочении n-элементов; из-за наличия ряда недостатков на практике обычно используется с некоторыми доработками.

Быстрая сортировка относится к алгоритмам «разделяй и властвуй».

Алгоритм состоит из трёх шагов:

  1. Выбор опорного элемента из массива.
  2. Перераспределение элементов в массиве таким образом, что элементы меньше опорного помещаются перед ним, а больше или равные — после.
  3. Рекурсивное применение первых двух шагов к двум подмассивам слева и справа от опорного элемента. Рекурсия не применяется к массиву, в котором только один или отсутствуют элементы.

С исходным кодом алгоритма и его интерактивной презентацией вы сможете ознакомиться на специальном ресурсе.

Таблица 2: Сортировка пузырьком в многопоточном режиме

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2 3 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3 2 4 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3 4 2 5 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14
4 3 5 2 6 1 7 8 9 10 11 12 13 14
4 5 3 6 2 7 1 8 9 10 11 12 13 14
5 4 6 3 7 2 8 1 9 10 11 12 13 14
5 6 4 7 3 8 2 9 1 10 11 12 13 14
6 5 7 4 8 3 9 2 10 1 11 12 13 14
6 7 5 8 4 9 3 10 2 11 1 12 13 14
7 6 8 5 9 4 10 3 11 2 12 1 13 14
7 8 6 9 5 10 4 11 3 12 2 13 1 14
8 7 9 6 10 5 11 4 12 3 13 2 14 1
8 9 7 10 6 11 5 12 4 13 3 14 2 1
9 8 10 7 11 6 12 5 13 4 14 3 2 1
9 10 8 11 7 12 6 13 5 14 4 3 2 1
10 9 11 8 12 7 13 6 14 5 4 3 2 1
10 11 9 12 8 13 7 14 6 5 4 3 2 1
11 10 12 9 13 8 14 7 6 5 4 3 2 1
11 12 10 13 9 14 8 7 6 5 4 3 2 1
12 11 13 10 14 9 8 7 6 5 4 3 2 1
12 13 11 14 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
13 12 14 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
13 14 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Заключение

Метод пузырька гораздо менее эффективен других алгоритмов, однако он имеет простую и понятную реализацию, поэтому часто используется в учебных целях. Кроме того, пузырьковая сортировка может использоваться для работы с небольшими массивами данных.

На самом деле, вместо самостоятельного написания алгоритмов сортировки программисты на Python используют стандартные функции и методы языка, такие как и . Эти функции отлажены и работают быстро и эффективно.

Знания особенностей алгоритмов сортировки, их сложности и принципов реализации в общем виде пригодятся каждому программисту, желающему пройти собеседование и стать Python-разработчиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector