Пишем примитивный и никому не нужный компилятор

Создание файла исходного кода на языке C и его компиляция из командной строкиCreate a C source file and compile it on the command line

  1. В окне командной строки разработчика введите команду , чтобы изменить текущий рабочий каталог на корень диска C:.In the developer command prompt window, enter to change the current working directory to the root of your C: drive. Затем введите , чтобы создать каталог, и введите , чтобы перейти к этому каталогу.Next, enter to create a directory, and then enter to change to that directory. В этом каталоге будут находиться исходный файл и скомпилированная программа.This directory will hold your source file and the compiled program.

  2. В командной строке разработчика введите команду .Enter at the developer command prompt. В появившемся диалоговом окне блокнота с оповещением выберите Да , чтобы создать файл simple.c в рабочем каталоге.In the Notepad alert dialog that pops up, choose Yes to create a new simple.c file in your working directory.

  3. В окне блокнота введите следующие строки кода:In Notepad, enter the following lines of code:

  4. В строке меню блокнота выберите команду Файл > Сохранить , чтобы сохранить файл simple.c в рабочем каталоге.On the Notepad menu bar, choose File > Save to save simple.c in your working directory.

  5. Вернитесь к окну командной строки разработчика.Switch back to the developer command prompt window. Введите в командной строке, чтобы получить список содержимого каталога c:\simple.Enter at the command prompt to list the contents of the c:\simple directory. Вы увидите исходный файл simple.c в списке каталогов, который выглядит примерно так:You should see the source file simple.c in the directory listing, which looks something like:

    Даты и некоторые другие данные будут отличаться на вашем компьютере.The dates and other details will differ on your computer. Если вы не видите файл исходного кода simple.c, убедитесь в том, что вы открыли созданный каталог c:\simple и сохранили файл исходного кода в нем в Блокноте.If you don’t see your source code file, simple.c, make sure you’ve changed to the c:\simple directory you created, and in Notepad, make sure that you saved your source file in this directory. Кроме того, убедитесь в том, что исходный код был сохранен с расширением имени файла .c, а не .txt.Also make sure that you saved the source code with a .c file name extension, not a .txt extension.

  6. Чтобы скомпилировать программу, в командной строке разработчика введите .To compile your program, enter at the developer command prompt.

    Имя исполняемой программы (simple.exe) отображается в информации, выводимой компилятором.You can see the executable program name, simple.exe, in the lines of output information that the compiler displays:

    Примечание

    Если вы получаете сообщение об ошибке, например «cl не распознается как внутренняя или внешняя команда, исполняемая программа или пакетный файл», ошибке C1034 или LNK1104, командная строка разработчика настроена неправильно.If you get an error such as «‘cl’ is not recognized as an internal or external command, operable program or batch file,» error C1034, or error LNK1104, your developer command prompt is not set up correctly. Чтобы получить сведения о том, как устранить эту проблему, вернитесь к разделу Открыть командную строку разработчика.For information on how to fix this issue, go back to the Open a developer command prompt section.

    Примечание

    Если вы получаете другое сообщение об ошибке или предупреждение компилятора или компоновщика, проверьте исходный код, исправьте ошибки, сохраните его и снова запустите компилятор.If you get a different compiler or linker error or warning, review your source code to correct any errors, then save it and run the compiler again. Для получения сведений о конкретных ошибках введите номер ошибки в поле поиска вверху этой страницы.For information about specific errors, use the search box at the top of this page to look for the error number.

  7. Чтобы запустить программу, в командной строке введите .To run your program, enter at the command prompt.

    Программа выводит следующий текст и затем закрывается:The program displays this text and then exits:

    Поздравляем! Вы скомпилировали и запустили программу на C с помощью командной строки.Congratulations, you’ve compiled and run a C program by using the command line.

Виды компиляторов

  • Векторизующий. Базируется на трансляторе, транслирующем исходный код в машинный код компьютеров, оснащённых векторным процессором.
  • Гибкий. Сконструирован по модульному принципу, управляется таблицами и запрограммирован на языке высокого уровня или реализован с помощью компилятора компиляторов.
  • Диалоговый. См.: диалоговый транслятор.
  • Инкрементальный. Пересобирает программу, заново транслируя только изменённые фрагменты программы без перетрансляции всей программы.
  • Интерпретирующий (пошаговый). Последовательно выполняет независимую компиляцию каждого отдельного оператора (команды) исходной программы.
  • Компилятор компиляторов. Транслятор, воспринимающий формальное описание языка программирования и генерирующий компилятор для этого языка.
  • Отладочный. Устраняет отдельные виды синтаксических ошибок.
  • Резидентный. Постоянно находится в оперативной памяти и доступен для повторного использования многими задачами.
  • Самокомпилируемый. Написан на том же языке программирования, с которого осуществляется трансляция.
  • Универсальный. Основан на формальном описании синтаксиса и семантики входного языка. Составными частями такого компилятора являются: ядро, синтаксический и семантический загрузчики.

Также все компиляторы условно можно разделить на две группы:

  • Компиляторы с конкретных языков программирования. (Примеры: GCC, gnat, clang, xcode, gfortran.)
  • Компиляторы как системы сборки программ. Таковы например довольно распространенная в UNIX- и Linux-системах система Makefile и распространенная в Windows-системах cmake. Работа последних (например в Makefile) очень часто управляется встроенным входным интерпретируемым языком, на котором и прописывается порядок самой компиляции программы.

На чем написан компилятор?

В 1950-е годы группа разработчиков IBM под руководством Джона Бэкуса разработала первый высокоуровневый язык программирования Fortran, который позволил писать программы на понятном человеку языке. Помимо языка, инженеры работали и над компилятором. Он представлял собой программу с набором исполняемых команд, которая могла компилировать другие программы на Fortran, в том числе и улучшенную версию себя.

В дальнейшем язык Fortran и его компилятор использовали, чтобы написать компиляторы для новых языков программирования. Такой подход используют программисты и в настоящее время.
Писать машинный код долго и неудобно. К тому же, для современных процессоров он может отличаться. Придется писать несколько версий одного и того же компилятора для разных компьютеров. Быстрее и проще написать компилятор на существующем языке программирования. Для этого разработчики выбирают удобный язык и пишут на нем первую версию своего компилятора. Он будет более универсальным для компьютеров и легко скомпилирует улучшенную версию себя.

Какие бывают компиляторы?

Ни один компилируемый язык программирования не обходится без компилятора. Некоторые компиляторы работают с несколькими языками программирования. Но программист должен учитывать еще и параметры компьютера, на котором программа будет запускаться.

Дело в том, что современные процессоры отличаются друг от друга устройством, поэтому машинный код для одного процессора будет понятен, а для другого нет. Это касается и операционных систем: одна и та же программа будет работать на Windows, но не запустится на Linux или MacOS. Поэтому нужно пользоваться тем компилятором, который работает с нужным процессором и операционной системой.

Если программа будет работать на нескольких операционных системах, то нужен кросс-компилятор — компилятор, который преобразует универсальный машинный код. Например, GNU Compiler Collection(сокращенно GCC) поддерживает C++, Objective-C, Java, Фортран, Ada, Go и поддерживает разную архитектуру процессоров.

Начинающие программисты даже не знают о наличии компилятора на компьютере. Они пишут программы в интегрированной среде разработки, в которую встроен компилятор, а иногда и не один. В этом случае, выбор компилятора делает среда, а не программист. Например, MS Visual Studio поддерживает компиляторы для операционных систем Windows, Linux, Android. Выбирая тип проекта, Visual Studio определяет процессор и операционную систему компьютера, и после этого выбирает подходящий компилятор.

Структура компилятора

Процесс компиляции состоит из следующих этапов:

  1. Трансляция программы — трансляция всех или только изменённых модулей исходной программы.
  2. компоновка машинно-ориентированной программы.

В первом случае компилятор представляет собой пакет программ, включающий в себя трансляторы с разных языков программирования и компоновщики. Такой компилятор может компилировать программу, разные части исходно текста которой написаны на разных языках программирования. Нередко такие компиляторы управляются встроенным интерпретатором того или иного командного языка. Яркий пример таких компиляторов — имеющийся во всех UNIX-системах (в частности в Linux) компилятор make.

Во втором случае компилятор де-факто выполняет только трансляцию и далее вызывает компоновщик как внешнюю подпрограмму, который и компонует машинно-ориентированную программу. Этот факт нередко служит поводом считать компилятор разновидностью транслятора, что естественно неверно, — все современные компиляторы такого типа поддерживают организацию импорта программой процедуры (функции) из уже оттранслированого программного модуля, написанного на другом языке программирования. Так в программу на С/С++ можно импортировать функцию написанную например Pascal или Fortran. Аналогично и напротив написанная на С/С++ функция может быть импортирована в Pascal- или Fortran-программу соотвественно. Это как правило было бы невозможно без поддержки многими современными компиляторами организации обработки входных данных в процедуру (функций) в соответствии с соглашениями других языков программирования. Например современные компиляторы с языка Pascal помимо соглашения самого Pascal поддерживает организацию обработки процедурая/функцией входных в соответствии с соглашениями языка С/С++. (Чтобы на уровне машинного кода написанная на Pascal процедура/функция работала с входными параметрами в соответствии с соглашениями языка С/С++, — оператор объявления такой Pascal-процедуры/Pascal-функции должен содержать ключевое слово cdecl.) Примерами таких компиляторов являются компиляторы со всех без исключения языков программирования, используемые непосредственно.

Трансляция программы как неотъемлемая составляющая компиляции включает в себя:

  1. Лексический анализ. На этом этапе последовательность символов исходного файла преобразуется в последовательность лексем.
  2. Синтаксический (грамматический) анализ. Последовательность лексем преобразуется в дерево разбора.
  3. Семантический анализ. Дерево разбора обрабатывается с целью установления его семантики (смысла) — например, привязка идентификаторов к их декларациям, типам, проверка совместимости, определение типов выражений и т. д. Результат обычно называется «промежуточным представлением/кодом», и может быть дополненным деревом разбора, новым деревом, абстрактным набором команд или чем-то ещё, удобным для дальнейшей обработки.
  4. Оптимизация. Выполняется удаление излишних конструкций и упрощение кода с сохранением его смысла. Оптимизация может быть на разных уровнях и этапах — например, над промежуточным кодом или над конечным машинным кодом.
  5. Генерация кода. Из промежуточного представления порождается код на целевом машинно-ориентированном языке.

Онлайн среда Repl.It

Данная интерактивная оболочка также отлично подходит для приобретения навыков программирования на очень большом количестве языков в онлайн режиме. Разумеется, желающие изучить Python всех версий смогут сделать это здесь со всеми удобствами.

Кроме Пайтона здесь всегда можно восполнить прорехи в знании таких популярных языков как Ruby, C#, Lua, Java, ES6 и т.д. Простота и гибкость настроек интерфейса привлекательна для программистов любого уровня. Учтены многие мелочи: быстрая смена темы, настройка шрифта, отступов, заполнение автоматом. Учётная запись позволит не потерять свой код, который будет под надёжной защитой.

Repl.It

Как работает компилятор?

Преобразование программного кода в машинный называется компиляцией. Компиляция только преобразует код. Она не запускает его на исполнение. В этот момент он “статически” (то есть без запуска) транслируется в машинный код. Это сложный процесс, в котором сначала текст программы разбирается на части и анализируется, а затем генерируется код, понятный процессору.

Разберём этапы компиляции на примере вычисления периметра прямоугольника:

После запуска программы компилятору нужно определить, какие команды в ней записаны. Сначала компилятор разделяет программу на слова и знаки — токены, и записывает их в список. Такой процесс называется лексическим анализом. Его главная задача — получить токены.

Затем компилятор читает список и ищет токен-операторы. Это могут быть оператор присваивания(), арифметические операторы(,,,), оператор вывода() и другие операторы языка программирования. Такие операторы работают с числами, текстом и переменными.

Компилятор должен понять, какие токены в списке связаны с токен-оператором. Чтобы сделать это правильно, для каждого оператора строится специальная структура — логическое дерево или дерево разбора.

Так операция будет преобразована в логическое дерево:

Теперь каждое дерево нужно разобрать на команды, и каждую команду преобразовать в машинный код.
Компилятор начинает читать дерево снизу вверх и составляет список команд:

  • Взять переменную , взять переменную , сложить их
  • Взять результат сложения, взять число и найти их произведение
  • Результат произведения присвоить (записать) в переменную

Компилятор еще раз проверяет команды, находит ошибки и старается улучшить код. При успешном завершении этого этапа, компилятор переводит каждую команду в набор 0 и 1. Наборы записываются в файл, который сможет прочитать и выполнить процессор.

Лидеры

Лидеры моего внутреннего рейтинга. На основе развития за все годы существования этой заметки.

  • https://wandbox.org/

    • Мой фаворит
    • Плюсы:
      • Самые свежие версии компиляторов (см. ниже) и, соответственно, самые свежие версии стандартов.
      • Gcc/Clang/Zapcc на выбор и много вариантов версий
      • Удобный выбор версий стандарта (C++)
      • Доступен Boost разных версий и дополнительные библиотеки типа Sprout и MessagePack
      • Можно задать дополнительные опции компилятору (“Compiler options”)
      • Уже можно задать опции командной строки для приложения (“Runtime options”)
      • Можно передать программе STDIN
      • Можно создавать дополнительные текстовые файлы (например для программ, читающих из файлов). При этом, можно хитро извернуться и использовать WandBox как IDE: эти файлы могут быть исходниками,
        проосто печислите их в параметрах компилятора 😉
      • Несколько языков
      • Можно шарить код
      • Автоматически сохраняет код между запусками браузера
      • Быстрый запуск по Ctrl+Enter
    • Минусы
  • http://coliru.stacked-crooked.com

    • Плюсы:
      • C++17, можно указать для pre-C++20

      • Последняя версия компилятора

      • Можно выбрать компилятор (по крайней мере gcc 4.6 там есть)

      • Можно задать параметры сборки

      • Автоматически сохраняет код между запусками браузера

      • Можно использовать для шаринга кода (внизу кропка Share)

      • Можно передать параметры программе через аргументы командной строки

      • Можно передать программе STDIN используя трюк Shell:

      • Много шоркатов

    • Минусы:
      • Неудобно выбирать копилятор — только методом перебора 🙂
      • Язык только (?) C/C++
  • http://gcc.godbolt.org/ — тут укажу один минус сразу: он только компилирует, но не выполняет код и отображает ассемблерный листинг, что удобно для анализа всяких оптимизаций.

    • Плюсы:
      • Много разных компиляторов и их версий: gcc (4.4-4.8), arm-gcc (4.5-4.6), avr-gcc (4.5), mps430-gcc (4.5), clang (3.0), icc (13.0.1)
      • Показывает ассемблерный выход
      • Можно задать параметры компиляции
      • Можно шарить код
      • Мегатулза для анализа сгенерированного кода
    • Минусы:

Что такое Ideone?

Этот онлайн компилятор предоставляет возможность программисту непосредственно в своём веб-обозревателе запустить код, используя свыше шести десятков языков программирования, причём можно также и версии программ выбирать. Данный сервис всё же уступает другим подобным проектам в выборе возможностей. К тому же имеет вот такие ограничения в использовании:

  • Время на компиляцию ограничено 10 секундами.
  • Пользователям, имеющим регистрацию, даётся 15 секунд для выполнения задачи, а случайно зашедшим на сайт посетителям – всего 5 секунд.
  • Использование оперативной памяти также ограничено 256 МБ.
  • Новые файлы не получится создать при запуске кода, если отсутствует Интернет-соединение.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данный компилятор подойдёт больше всего для быстрого теста необширного приложения. Профессионалы выберут скорей всего что-нибудь из описанных выше вариантов.

https://ideone.com/

Генерация кода

Генерация машинного кода

Большинство компиляторов переводит программу с некоторого высокоуровневого языка программирования в машинный код, который может быть непосредственно выполнен физическим процессором. Как правило, этот код также ориентирован на исполнение в среде конкретной операционной системы, поскольку использует предоставляемые ею возможности (системные вызовы, библиотеки функций). Архитектура (набор программно-аппаратных средств), для которой компилируется (собирается) машинно-ориентированная программа, называется целевой машиной.

Результат компиляции — исполнимый программный модуль — обладает максимально возможной производительностью, однако привязан к конкретной операционной системе (семейству или подсемейству ОС) и процессору (семейству процессоров) и не будет работать на других.

Для каждой целевой машины (IBM, Apple, Sun, Эльбрус и т. д.) и каждой операционной системы или семейства операционных систем, работающих на целевой машине, требуется написание своего компилятора. Существуют также так называемые кросс-компиляторы, позволяющие на одной машине и в среде одной ОС генерировать код, предназначенный для выполнения на другой целевой машине и/или в среде другой ОС. Кроме того, компиляторы могут оптимизировать код под разные модели из одного семейства процессоров (путём поддержки специфичных для этих моделей особенностей или расширений наборов команд). Например, код, скомпилированный под процессоры семейства Pentium, может учитывать особенности распараллеливания инструкций и использовать их специфичные расширения — MMX, SSE и т. п.

Некоторые компиляторы переводят программу с языка высокого уровня не прямо в машинный код, а на язык ассемблера. (Пример: PureBasic, транслирующий бейсик-код в ассемблер FASM.) Это делается для упрощения части компилятора, отвечающей за генерацию кода, и повышения его переносимости (задача окончательной генерации кода и привязки его к требуемой целевой платформе перекладывается на ассемблер), либо для возможности контроля и исправления результата компиляции (в том числе ручной оптимизации) программистом.

Генерация байт-кода

Результатом работы компилятора может быть программа на специально созданном низкоуровневом языке двоично-кодовых команд, выполняемых виртуальной машиной. Такой язык называется псевдокодом или байт-кодом. Как правило, он не есть машинный код какого-либо компьютера и программы на нём могут исполняться на различных архитектурах, где имеется соответствующая виртуальная машина, но в некоторых случаях создаются аппаратные платформы, напрямую выполняющие псевдокод какого-либо языка. Например, псевдокод языка Java называется байт-кодом Java и выполняется в Java Virtual Machine, для его прямого исполнения была создана спецификация процессора picoJava. Для платформы .NET Framework псевдокод называется Common Intermediate Language (CIL), а среда исполнения — Common Language Runtime (CLR).

Некоторые реализации интерпретируемых языков высокого уровня (например, Perl) используют байт-код для оптимизации исполнения: затратные этапы синтаксического анализа и преобразование текста программы в байт-код выполняются один раз при загрузке, затем соответствующий код может многократно использоваться без перекомляции.

Динамическая компиляция

Основная статья: Динамическая компиляция (англ.)

Из-за необходимости интерпретации байт-код выполняется значительно медленнее машинного кода сравнимой функциональности, однако он более переносим (не зависит от операционной системы и модели процессора). Чтобы ускорить выполнение байт-кода, используется динамическая компиляция, когда виртуальная машина транслирует псевдокод в машинный код непосредственно перед его первым исполнением (и при повторных обращениях к коду исполняется уже скомпилированный вариант).

Наиболее популярной разновидностью динамической компиляции является JIT. Другой разновидностью является инкрементальная компиляция.

CIL-код также компилируется в код целевой машины JIT-компилятором, а библиотеки .NET Framework компилируются заранее.

Хороший онлайн компилятор Trinket

Этот сервис ни в чём не уступает другим подобным ресурсам по набору предоставляемых возможностей для удобного и приятного программирования онлайн. Более того предоставляет бонусные возможности по открытию одновременно большого количества скриптов в отдельных вкладках, а ещё Trinket возможно пристроить на своём веб-ресурсе.

Версия, за которую не надо вносить плату, предоставляет услуги без каких-либо ограничений, но только для работы на Python 2. Если требуется версия Python 3, будьте готовы оплатить такую возможность в размере 9 долларов за месяц либо внести 72 доллара за годичное использование. В оплаченной версии порадует наличие модулей Пайтона – Matplotlib, Numpy, SciPy и прочих.

https://trinket.io/

Структура компилятора

Процесс компиляции состоит из следующих этапов:

  1. Трансляция программы — трансляция всех или только изменённых модулей исходной программы.
  2. компоновка машинно-ориентированной программы.

Структурные реализации компилятора могут быть следующими:

  1. И транслятор, и компоновщик могут целиком входит в состав компилятора как исполняемое программы.
  2. Компилятор сам выполняет лишь трансляцию компилируемой программы, компоновка же программы выполняется вызываемой компилятором отдельной программой-компоновщиком. Практически все современные компиляторы построены по такой схеме.
  3. Пакет программ, включающий в себя трансляторы с разных языков программирования и компоновщики.

По первой схеме строились самые первые компиляторы, — для современных компиляторов такая схема построения нехарактерна.

По второй схеме построены все без исключения компиляторы с языков высокого уровня. Любой такой компилятор сам выполняет только трансляцию и далее вызывает компоновщик как внешнюю подпрограмму, который и компонует машинно-ориентированную программу. Такая схема построения легко позволяет компилятору работать и в режиме транслятора с соответствующего языка программирования. Этот обстоятельство нередко служит поводом считать компилятор разновидностью транслятора, что естественно неверно, — все современные компиляторы такого типа все же выполняют компоновку, пусть и силами вызываемого компилятором внешнего компоновщика, тогда как транслятор сам никогда не выполняет вызов внешнего компоновщика. Но это же обстоятельство позволяет компилятору с одного языка программирования на фазе компоновки включать в программу написанную на одном языке программирования функции-подпрограммы из уже оттранслированных соответствующим транслятором/компилятором, написанные на ином языке программирования. Так в программу на С/С++ можно вставлять функции написанные например на Pascal или Fortran. Аналогично и напротив написанная на С/С++ функции могут быть вставлены в Pascal- или Fortran-программу соответственно. Это было бы невозможно без поддержки многими современными компиляторами генерации кода вызова процедур (функций) в соответствии с соглашениями иных языков программирования. Например современные компиляторы с языка Pascal помимо организации вызова процедур/функций в стандарте самого Pascal поддерживают организацию вызова процедурой/функцией в соответствии с соглашениями языка С/С++. (Например чтобы на уровне машинного кода написанная на Pascal процедура/функция работала с входными параметрами в соответствии с соглашениями языка С/С++, — оператор объявления такой Pascal-процедуры/Pascal-функции должен содержать ключевое слово cdecl.)

Наконец по третьей схеме построены компиляторы, представляющие собой целые системы, включающие в себя трансляторы с разных языков программирования и компоновщики. Также любой такой компилятор может использовать в качестве транслятора любой способный работать в режиме транслятора компилятор с конкретного языка высокого уровня. Естественно такой компилятор может компилировать программу, разные части исходного текста которой написаны на разных языках программирования. Нередко такие компиляторы управляются встроенным интерпретатором того или иного командного языка. Яркий пример таких компиляторов — имеющийся во всех UNIX-системах (в частности в Linux) компилятор make.

Трансляция программы как неотъемлемая составляющая компиляции включает в себя:

  1. Лексический анализ. На этом этапе последовательность символов исходного файла преобразуется в последовательность лексем.
  2. Синтаксический (грамматический) анализ. Последовательность лексем преобразуется в древо разбора.
  3. Семантический анализ. На этой фазе древо разбора обрабатывается с целью установления его семантики (смысла) — например, привязка идентификаторов к их объявлениям, типам данных, проверка совместимости, определение типов выражений и т. д. Результат обычно называется «промежуточным представлением/кодом», и может быть дополненным древом разбора, новым деревом, абстрактным набором команд или чем-то ещё, удобным для дальнейшей обработки.
  4. Оптимизация. Выполняется удаление излишних конструкций и упрощение кода с сохранением его смысла. Оптимизация может быть на разных уровнях и этапах — например, над промежуточным кодом или над конечным машинным кодом.
  5. Генерация кода. Из промежуточного представления порождается код на целевом машинно-ориентированном языке.

Установка MinGW

Для установки требуется подключение к сети интернет.

Запустите установщик, он скачает и установит все необходимые файлы.

Жмите «Next».

Диалог сообщает нам, что программа запущена администратором компьютера и будет установлена для всех пользователей.

На этом этапе укажем загружать последнюю версию программного обеспечения.

Соглашаемся с условиями лицензионного соглашения и жмём «Next».

Укажем путь для установки. Не рекомендуется устанавливать в директорию или субдиректорию имеющюю в своём имени пробелы.

Рзмещайте все файлы по стандартному пути, например, «C:\MinGW».

Настройка ярлыков, можно оставить как есть и нажать «Next».

Выбор компонентов для установки.

В данном случае выбраны компилятор С и С++, инструменты для разработки и комплект утилит командной строки — MSYS.

Подтверждение настроек.

Если всё выбрано правильно, жмём «Install».

Начало установки — ожидаем начала загрузки компонентов.

Автоматически запускается консольное окно, в котором отражается весь ход процесса — в данный момент загружаются списки пакетов.

В следующем окне мы можем наблюдать за прогрессом загрузки.

Установка окончена, если вы не хотите читать подробный отчёт о процессе установки, снимите галочку.

Закройте окно установщика — нажмите «Finish».

Проверим, готова ли операционная система для полноценной работы с MinGW. В свойствах компьютера на вкладке «Дополнительно» кликните по кнопке «Переменные среды».

Нам потребуется значение переменной PATH, там должны быть прописаны пути к папкам с исполняемыми файлами MinGW и MSYS, в данном случае это директории «C:\MinGW\bin» и «C:\MinGW\msys\1.0\bin».

Если эти значения не были автоматически добавлены в переменную в процессе установки, допишите их вручную, добавте в начало строку «C:\MinGW\bin;C:\MinGW\msys\1.0\bin;», только без кавычек.

Если в вашей операционной системе отсутствует переменная PATH, то создайте её самостоятельно.

Теперь, когда все инструменты установлены, можно использовать GCC компиляторы в режиме командной строки или настроить их использование в своей IDE.

Простой интерпретатор Lisp на Umka

Разработка моего статически типизированного скриптового языка Umka вошла в ту стадию, когда потребовалась проверка языковых возможностей на более сложных примерах, чем скрипты в пару десятков строк. Для этого я решил реализовать на своём языке интерпретатор Lisp. На это меня вдохновил педагогический эксперимент Роба Пайка, одного из создателей языка Go. Недавно Пайк опубликовал маленький интерпретатор Lisp на Go. Особенно впечатлило замечание Пайка, что описание интерпретатора заключено на одной странице 13 древнего руководства по Lisp 1.5. Учитывая синтаксическое родство Umka и Go, было трудно не поддаться соблазну построить такой интерпретатор на Umka, но не буквальным переносом кода Пайка, а полностью заново, от основ. Надеюсь, знатоки Lisp и функциональных языков простят мне наивное изумление от соприкосновения с прекрасным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector