Социометрия класса для младших школьников: образец

Процедура проведения

3. Добавление выборов, заполнение и редактирование анкет

Галочка в столбике «изменить» говорит о том, что сейчас мы редактируем выборы этого человека, когда мы её снимем, выборы сохранятся, и появится «да» в столбике «заполнялись ли выборы?» напротив фамилии:

Заполняем выборы. Положительные подсвечиваются зеленым, отрицательные желтым. Если проставили выбор ошибочно, ставим точечку в столбике «снять», выбор снимется:

Если оказалась, что у Вас старый список группы, а кто-то выбыл, то его можно удалить из исследования, или добавить того, кто прибыл:

Важно! Можно переименовывать испытуемых.
В момент заполнения выборов, ФИО испытуемого становится редактируемым:

К.J. Использование GROUP BY с ORDER BYUsing GROUP BY with ORDER BY

Формулы расчёта

Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:

\mathbf{X}=\mathbf \bar{M}+{t \bar{b}}

где Х – критическое значение количества V(М) выборов;
t – поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпирического распределения от теоретического;
b – среднее отклонение;
M – среднее количество выборов, приходящихся на одного человека.

Коэффициент t определяется по специальной таблице на основе предварительного вычисления другого коэффициента ОD свидетельствующего о степени отклонения распределения выборов от случайного:

O_\text{D} = \frac{ \mathit{I} \bar{p} — \mathit{I} \bar{q}}{\bar{b}}

где p – оценка вероятности быть выбранным в данной группе;
q – оценка вероятности оказатьcя отвергнутым в данной группе;
b – отклонение количества полученных индивидами выборов от среднего их числа, приходящегося на одного члена группы;

p и q, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:


\bar{p} = \frac{\mathbf \bar{M}}{(N-1)}, \bar{q} = {1 — \bar{p}}

где N – количество участников в группе;
M– среднее количество выборов, полученных одним участником.

M вычисляется при помощи формулы:

\bar{M} = \sum_{i=1}^N \frac{d}{(N-1)}

где d – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

b определяется по формуле:

\bar{b} = \sqrt{{(N-1)}{\cdot \bar{p}}{\cdot \bar{q}}}

Bootstrap 3 Tutorial

Параметрическая процедура

Во втором варианте ограничивается число выборов. Например, члены группы могут назвать только строго фиксированное число фамилий. Если в коллективе двадцать человек, каждому предлагается выбрать, например, только четыре или пять фамилий. Этот эффект называется лимитом выбора или социометрическим ограничением, и нужно сказать, что надёжность данных значительно повышается, одновременно облегчая статистическую обработку полученного материала. Испытуемые более внимательно относятся к ответам и чисто психологически чувствуют себя ответственными за свой выбор, а потому практически никогда не лукавят, действительно отмечая только тех людей, которые соответствуют в их представлении предлагаемым ролям — товарища по работе, лидера или партнёра.

Также более точным получается и отрицательный социометрический статус. Лимит выборов вероятность случайных ответов сводит практически к нулю, а также помогает стандартизировать условия исследований, если даже группы в одной выборке имеют различную численность. Всё это даёт возможность сопоставлять материалы различных групп. Сейчас принято считать, что в коллективах до двадцати пяти человек минимальной величиной социометрического ограничения должны быть четыре или пять выборов.

Социометрия. Последовательность действий

В основе процедуры рассматриваемого метода лежит так называемый социометрический опрос, который состоит из следующих этапов:

1. Подготовка: исследователь знакомится с различными характеристиками коллектива и определяет, какие данные он хочет получить.

2. Исследователь устанавливает содержание и количество социометрических критериев. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. Члены группы делают положительный либо отрицательный выбор в отношении других членов группы, таким образом, обнаруживая свои симпатии и антипатии.Критерий формулируется таким образом, чтобы побуждать человека отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовить совместный проект?», «Кого из коллег ты бы пригласил на день рождения в первую очередь?» и т.д.

3. Проведение опроса. Опрос лучше проводить в коллективах, которые имеют опыт совместной деятельности, в результате которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами.

4. Социометрия и матрица.Обработка информации и интерпретация данных: на основании ответов участников заполняется социометрическая матрица – таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов.

На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма.

В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (внешний круг). Стрелки обозначают взаимную либо одностороннюю симпатию/антипатию.

Социометрия и социограмма. Социграмма позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. На основании полученной информации можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п. При желании можно провести более глубокий анализ и рассчитать специальные индексы — индекс социометрического статуса индивида в группе и индекс групповой сплоченности.

На сегодняшний день социометрический анализ широко применяется в психологии (социальная психология, психотерапия), педагогике, социологии, а также менеджменте и управлении персоналом.

По вопросам расчета индексов:

Телефон: +7 (383) 203-49-99

Первая и вторая части статьи «Статистические методы анализа данных для решения практических задач».

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Обработка результатов

Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:

  1. Таблица или социоматрица.
  2. График или социограмма.
  3. Индексы. Подбираются на основе целей исследования.

В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».

Таблица

Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.

Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):

    1 2 3 4 5 6
1 Иванова х +
2 Петров х
3 Сидоров х
4 Комарова х
5 Макаров х +
6 Пупков + + х

Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:

Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итого
1 А. 1 3 3 2
2 Б. 2 2 2 3
3 В. 3 3 3
4 Г. 1 1 2
5 Д. 2 3 3
6 Е. 3 3 3
7 З. 1 3 2 3
8 И.
9 К. 2
10 Л. 1 1 2 1 1 3
11 М. 2 1 1 2 3
Кол-во выбор 5 7 6 7 10 7 4 16 11 12 79
Кол-во взаимных выборов 1 1 1 1 0.5 4.5

Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.

График

Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.

Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:

  1. Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
  2. Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
  3. Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
  4. Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.

При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:

Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Индекс

Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).

Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:

  1. Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
  2. Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.

В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:

  1. Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
  2. Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
  3. Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
  4. Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.

При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.

Проведение социометрии среди младших школьников

Анкета

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.

Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты

Важно только ваше мнение»

На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.

Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора – ценной для ребёнка. Например:

  • Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем бы ты хотел делать домашние задания?
  • С кем бы ты хотел дружить?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Важно настроить школьников только на самостоятельное заполнение анкеты

Таблицы: Примеры анкет для мониторинга

Вариант 1.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Выбор 1.______________________________________

Выбор 2.______________________________________

Выбор N ______________________________________

Вопрос 2:____________________________________

Ответ: …

Вариант 2.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Фамилия ребёнка

Номер выбора

Вопрос 2: ____________________________________

Ответ: …

Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цвет

Значение при выборе

Синий

Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.

Жёлтый

Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.

Зелёный

Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.

Серый

Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.

Чёрный

Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.

Оранжевый

Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.

Коричневый

Инертное (равнодушное) отношение к ученику.

Розовый

Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

  • красный — «нравится»;
  • розовый — «симпатичен»;
  • оранжевый — «с ним интересно»;
  • жёлтый — «общаюсь»;
  • зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
  • синий — «безразличен»;
  • серый — «не нравится»;
  • чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».

Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.

Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе.

Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? 

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп Социометрическое ограничение d Вероятность случайного выбора P(A)
5-7 1 0,20-0,14
8-11 2 0,25-0,18
12-16 3 0,23-0,19
17-21 4 0,22-0,19
22-26 5 0,22-0,19
27-31 6 0,22-0,19
31-36 7 0,21-0,19

Обработка результатовКогда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Иванов   +1     +2     +3   -1
2 Петров +1     +3 +2          
3 Сидоров -1 +1   +2 +3          
4 Данилова   +2     +1       +3  
5 Александрова +2 +1   +3     -3     -2
6 Адаменко                    
7 Петренко +1     +3            
8 Козаченко +1   +3 +2            
9 Яковлева   +2     +1   +3     -1
10 Шумская   +2 +1   +3       -1  
  Кол-во выборов                    
  Кол-во баллов                    
  Общая сумма                    

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

  ——> позитивный односторонний выбор,<——> позитивный обоюдный выбор, ——> негативный односторонний выбор, негативный обоюдный выбор.——>

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.Анализ социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социометрия морено онлайн. Компьютерная обработка социометрии в программе MO Excel

Диагностическое направление деятельности – один из основных видов работы каждого психолога. Это затратный по времени процесс, так как необходимо подобрать правильную методику или набор методик, профессионально организовать проведение диагностики, обработать и увидеть то, что скрывается за цифрами и графиками и недоступно человеку без психологического образования. Перегрузки в работе, которые часто бывают в практике школьного психолога, сказываются на качестве работы, в процессе монотонной обработки концентрация внимания нарушается, что может привести к нежелательным ошибкам. Результатом этого могут стать неверные аналитические справки, недейственные рекомендации, в итоге — просто неудовлетворенность от своей работы. Тем не менее, у каждого из нас есть замечательный помощник, который может ощутимо помочь в нашей диагностической деятельности. Нужно только научиться находить к нему подход, а имя этому помощнику – компьютер.

Некоторые психологи с недоверием относятся к компьютерной обработке диагностик, так как привыкли работать на бумаге, а с компьютером неизвестно что с этими результатами произойдет, если нажать не ту кнопку. Кроме этого, что бы научиться обрабатывать на компьютере, нужно время, которое можно было бы потратить на ту же диагностику. Да, они правы, если контингент их работы ограничивается максимум несколькими десятками человек. Но, если счет идет на сотни, то тут никак не обойтись без компьютерных возможностей. В качестве примера возьмем обработку такой серьезной и зарекомендовавшей себя методики, как социометрия. Сколько бы вы обрабатывали социометрию из трех положительных и трех отрицательных выборов в стандартном классе из 26 человек? А если еще взять два критерия: учеба и дружба? Вспомните поиск фамилий, мелькание перед глазами одинаковых клеточек, подсчитывание взаимных выборов и т.д. Трудолюбивый психолог потратил бы не менее двух часов, да еще устал бы от однообразной работы. Компьютерная обработка в программе «MO Excel» позволяет тратить на обработку одного класса полчаса работы в обычном режиме, без лишней спешки. Оставшееся время можно использовать для того, что бы внимательно ознакомиться с результатами и подумать над дальнейшей работой с этим классом.

В данная статья поможет вам освоить быстрый и точный способ обработки социометрии. Но сначала вы должны знать следующее. Любая компьютерная программа – это всего лишь инструмент. И она никак вам не поможет, если вы не посвятите часть себя этому самому предмету. Не бойтесь экспериментировать. Вокруг вас много людей, которые неплохо разбираются в компьютерах, достаточно только захотеть научиться и попросить помощи. Зато, потратив время сейчас, вы получите просто огромную экономию времени и сил в будущем, и общий уровень вашей работы существенно поднимется.

  1. Создание и расширение электронной базы данных социометрии.
  2. Подготовка программы к обработке конкретного класса.
  3. Ввод данных в программу обработки.
  4. Знакомство с результатами обработки.
  5. Правильный перенос данных из программы в базу.
  6. Альтернативный способ сохранения данных.

Инструкция может показаться большой и сложной, но если у вас есть опыт работы с Excel, многое вам покажется знакомым и простым. Большинство инструкций снабжено подробными изображениями с указательными стрелочками.

Программа предназначена исключительно для подсчета выборов и отклонений и дает только статистическую информацию. Сама методика требует тщательного изучения перед использованием и интерпретацией. От вопроса, заданного респондентам, зависит результат выборов в группе. В данной программе идет не только количественный подсчет данных, но и вычисляются дополнительные индексы по специальным формулам. Описание этих индексов вы найдете в самой методике. Программа продолжает видоизменяться и совершенствоваться. За дополнительными разъяснениями и новыми версиями программы обращайтесь к автору: kynakbaev@gmail.com. В будущем планируется создать файл обработки социометрии в группе до 100 человек, представление данных в графическом виде и перевод работы с базы «MO Excel» на автономную среду.

Варианты обработки и интерпретации полученных результатов

В ходе исследования одной из задач выступает определение социометрического статуса личности в группе. Под ним подразумевается свойство индивида занимать то или иное положение в рассматриваемой структуре (локус), то есть конкретным образом соотноситься с остальными членами коллектива.

Составление социоматрицы. Она представляет собой таблицу, в которую вносятся результаты опроса, а именно: положительные и отрицательные выборы, которые сделали члены изучаемой группы. Она строится по такому принципу: горизонтальные строки и вертикальные столбцы имеют равное количество и нумерацию по числу членов группы, то есть таким образом указывается, кто кого выбирает.

В зависимости от критериев выбора могут быть построены единичные и суммарные матрицы, показывающие выборы по нескольким критериям. В любом случае полную картину взаимоотношений в группе может представить анализ социоматрицы по каждому критерию.

Кругом обводятся взаимные выборы, если взаимность неполная, то полукругом. Или же места пересечения столбцов и строк помечают знаком «плюс» в случае положительного выбора или «минус», если он был отрицательным. Если выбора не произошло, то ставится 0.

Главным достоинством матрицы является возможность представить все результаты в числовом виде. Это позволит в итоге проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, определить порядок влияний в группе.

Число полученных выборов называют социометрическим статусом группы, который можно сравнить с теоретически возможным количеством выборов. Например, группа состоит из 11 человек, число возможных выборов будет равно 9, следовательно, 99 – это количество теоретически возможных выборов.

Однако в общей картине значение имеет не столько количество выборов, сколько удовлетворенность каждого респондента своим положением внутри группы. Имея данные, можно рассчитать коэффициент удовлетворенности, равный делению числа взаимных положительных выборов индивида. Так, если один из членов группы стремится к общению с тремя определенными людьми, но никто из них не выбрал его при опросе, то коэффициент удовлетворенности КУ = 0:3 = 0. Это говорит о том, что респондент пытается взаимодействовать не с теми, с кем надлежало бы.

  • Индекс групповой сплоченности. Данный социометрический параметр вычисляется путем деления суммы взаимных выборов на общую цифру возможных в группе. Если полученное число лежит в диапазоне 0,6-0,7, то это является хорошим показателем групповой сплоченности. То есть социометрический метод в изучении группы позволяет установить состояние внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.
  • Построение социограммы. Используя социоматрицу, можно построить социограмму, то есть сделать представление социометрии наглядным в виде «схемы-мишени». Это будет неким дополнением к табличному подходу интерпретации данных.

Любая окружность в социограмме будет иметь свое значение:

  1. Внутренним кругом будет называться зона звезд, то есть та группа выбранных людей, в которую были выделены лидеры, набравшие абсолютное большинство положительных выборов.
  2. Второй круг, или зону предпочитаемых, будут составлять члены группы, которые набрали число предпочтений выше среднего показателя.
  3. Третий круг называется зоной пренебрегаемых. В него попадают лица, набравшие ниже среднего показателя количества выборов по группе.
  4. Четвертый круг замыкают так называемые изолированные. К ним относятся члены группы, не получившие ни одного очка.

При помощи социограммы можно получить наглядное представление о наличии группировок в коллективе и характере взаимоотношений между ними (контакты, симпатии). Они формируются из лиц, взаимосвязанных и стремящихся к выбору друг друга. Нередко социометрический метод выявляет положительные группировки, состоящие из 2-3 членов, реже встречаются из 4 или более человек. Это наглядным образом можно увидеть на плоской социограмме, на которой изображены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и имеющиеся связи между ними.

Третьим вариантом будет являться индивидуальная социограмма. Целенаправленно или произвольно выбранный член коллектива изображается в системе связей, установленных в процессе исследования. При составлении социограммы руководствуются следующими уловными обозначениями: лицо мужского пола изображается в виде треугольника с номером, соответствующим конкретному человеку, а женское лицо – внутри окружности.

Раскрутка с помощью TwitchMaster

Механика работы на сервисе «Твич Мастер» проста: при просмотре трансляций других стримеров пользователь зарабатывает валюту, которую потом может тратить на покупку просмотров своих стримов.

Процесс работы сайта

Заработав кредиты, можно тратить их на покупку простых просмотров, как делает большинство пользователей. Но помимо такой стратегии существуют и другие, более эффективные. Например, использование кнопки «Поднятие трансляции» позволит стриму оказаться на первом месте в рейтинге «Твича». Но этот способ недешевый, его стоимость – 90000 кредитов.

Кнопка «Размещение в промо-блоке» – самый действенный вариант раскрутки. Она выведет трансляцию на главную страницу сервиса,что увеличит количество зрителей. Но это тоже достаточно дорого. Т.к. место в промо-блоке разыгрывается на аукционе между пользователями, выиграть его можно, назначив большую, чем у других, цену в кредитах.

Достоинства и недостатки

Плюсами использования сайта «Твич Мастер» являются:

  • предоставление 50000 бесплатных кредитов в начале использования сайта;
  • живые зрители, а не боты;
  • начисление бонусов за ежедневный вход.

Но у сайта есть и минусы:

  • большая конкуренция среди пользователей;
  • необходимость тратить большое количество времени для того, чтобы попасть в топ трансляций.

Продвигаемые трансляции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector